На пути к сверхзвуку

Cмогут ли сверхзвуковые бизнес-джеты (supersonic business jets — SSBJ) пересекать океаны в ближайшем будущем? Компания Rolls-Royce проявляет сдержанный оптимизм относительно подобных перспектив, но активно изучает новое поколение потенциальных конструкций двигателей, которые могли бы устанавливаться на таких бизнес-джетах.

Двигатели британской моторостроительной компании уже приводят в действие два самых быстрых гражданских самолета — Cessna Citation X+ и Gulfstream G650. Теперь компания обратила внимание в сторону “гибридных” SSBJ, которые могут летать над земной поверхностью на дозвуковых скоростях, а при полете над водной поверхностью переходить на сверхзвуковые скорости. Такие самолеты, по крайней мере в ближайшей перспективе, могли бы получить коммерческий успех.

Теоретически гибридные SSBJ, такие как Aerion AS2, скорее всего, станут доступными до того, как появятся более проработанные неограниченные проекты с более низкой интенсивностью звукового удара, которая позволила бы выполнять полеты над сушей со сверхзвуковой скоростью, — сейчас такие скорости запрещены по всему миру.

“Такие гибридные проекты гораздо проще воплотить в жизнь, поскольку технологии не так сложны и, чтобы работать с ними, не нужно менять законодательство”, — говорит Дин Робертс, главный рыночный аналитик подразделения Rolls-Royce Business Aviation. Он ссылается на действующие правила FAA и ICAO, запрещающие сверхзвуковые полеты над сушей с использованием гражданских ВС. Однако помимо очевидных ограничений Rolls-Royce заинтригована внутренней привлекательностью рынка гибридных SSBJ.

“Если посмотреть на маршруты, по которым можно летать на таком самолете, то преимущества очевидны, — говорит Робертс. — Так что это привлекательная машина в своем классе”.

Перелет Москва – Ницца