Гражданская авиация опять начинает работать в убыток

Работа над "Ежегодником АТО" позволяет взглянуть на события в более обобщенной перспективе, но в то же время оставляет впечатление стойкого дежавю. Кажется, совсем недавно все это — или очень похожее — уже было. Вновь российская отрасль гражданской авиации показала в 2017 году прекрасные результаты роста валовых показателей, которые, впрочем, не сопровождаются заметным улучшением финансового состояния отрасли. Мне кажется, я и фразу такую уже писал, только год был другой. И снова после относительно успешного по прибыли 2016 года в 2017 году при первых признаках оживления потребительского спроса начали расти провозные емкости авиакомпаний, отрасль опять начинает работать в убыток и опять некоторые авиакомпании движутся в зону риска.

Напротив, в области госрегулирования все почти стабильно — в том смысле, что немалое  число  проблем сохраняется многие годы, а то и усугубляется. Доступ на рынок новых участников ограничен, рыночные перекосы усиливаются, в коммерческой авиации вместо развития конкуренции растут концентрация и монополизация, а в сегменте авиации общего назначения сохраняются стагнация и деградация. Сложившаяся практика регулирования рынка далека от эффективности и формирует устойчивые риски, которые могут привести к негативным последствиям для отрасли как в долгосрочной, так и в средне- и краткосрочной перспективе. Вдобавок ко всему со следующего года существенно сокращаются ассигнования из средств федерального бюджета на развитие инфраструктуры воздушного транспорта.

Читайте также:  Embraer в III квартале сократил поставки коммерческих самолетов на 40%

Разумеется, мы не склонны концентрироваться на негативе. Впервые за свою новейшую историю российская гражданская авиация перевезла в 2017 году около 105 млн пасс. Деятельность Минтранса по повышению качества законодательной базы позволила повысить эффективность коммерческой работы воздушного транспорта. Производственный налет вертолетов снизился, но идет переход рынка на вертолеты с более дорогим летным часом, активно развивается санитарная авиация. Деловая авиация, как всегда, не особо активно делится информацией о себе, но, судя по всему, тоже чувствует себя неплохо.

Обо всем этом и многом другом вы можете прочитать в "Ежегоднике АТО" — аналитическом издании, которое выявляет важнейшие тенденции отрасли, подкрепляет их статистическими данными и сопровождает справочниками. Эта информация, интересная и полезная профессионалам гражданской авиации и смежных отраслей, объединена в семи тематических разделах и позволяет сформировать картину развития всей отрасли авиаперевозок за прошедший год, а также проследить тренды развития в 2018 году и далее.

Читайте также:  Аналоговые приборы на вертолетах H125/130 заменили на дисплеи

Уже 11 лет "Ежегодник АТО" представляет собой полезный источник информации и действенный инструмент принятия решений. Приобрести его новое издание можно в любых форматах, которые подходят для вашего стиля работы, — в печатной версии, электронном виде или через приложение АТО для смартфонов и планшетов.

Перелет Москва – Ницца